Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
С момента вступления России во Всемирную торговую организацию прошло почти четыре года — после ратификации протокола о присоединении 22 августа 2012 года РФ стала 156-м членом ВТО. Страна шла к этому ни много ни мало 18 лет. Оказало ли членство России в ВТО значительное влияние непосредственно на Сибирский регион, пора ли говорить о первых результатах или еще преждевременно — представители разных отраслей регионального бизнеса высказали свое мнение в материале «КС».
Всемирная торговая организация (World Trade Organization) была создана в январе 1995 года с вступлением в силу Марракешского соглашения об учреждении ВТО. В настоящее время, с учетом присоединившейся в 2015 году Республики Казахстан, полноправными участниками ВТО являются 162 члена. Еще около 20 стран ведут переговоры о присоединении к ВТО. Штаб-квартира организации расположена в Женеве (Швейцария). Глава ВТО (генеральный директор) — Роберту Карвалью ди Азеведу.
Внешнеторговый оборот снижается
По данным Новосибирской таможни, в первом полугодии 2016 года внешнеторговый оборот Новосибирской области составил $753,1 млн, что на 12% меньше, чем в 2015 году. Доля экспорта при этом возросла на 3% и стала равна $474,9 млн (63% от товарооборота), импорт снизился почти на 30% и составил $278,3 млн (37% товарооборота).
«Сокращение импорта связано с тем, что в аналогичном периоде 2015 года оформлялись самолеты по процедуре переработки после временного ввоза, таким образом, фактического перемещения данных товаров в 2015 году не было, но при этом общая стоимость самолетов и деталей, предназначенных для переоборудования, составляла $102,4 млн, следовательно, снижение импорта составило всего 3,5%», — пояснили в ведомстве.
Объем товарооборота со странами СНГ в первом полугодии текущего года составил $179,5 млн, или 24% от общего объема товарооборота, что на 40% меньше, чем в 2015 году. Из них экспорт составил $160,3 млн. Это на 43% меньше экспорта в страны СНГ за шесть месяцев 2015 года.
Объем товарооборота со странами дальнего зарубежья, наоборот, вырос на 3,2% — за счет роста поставок в Индию и Болгарию, и составил $555,8 млн, или 76% от объема товарооборота.
Экспортно-импортные операции Новосибирской области в рассматриваемом периоде осуществлялись со 106 странами мира.
Крупнейшими странами-партнерами в экспорте стали Украина (30% экспорта — в основном ТВСА, снижение на 45%), Индия (19,7% экспорта — специализированная продукция, в первом полугодии 2015 года поставок не было), Болгария (8,1% экспорта — ТВСА, рост на 24,5%), Франция (7,4% экспорта — уран, обогащенный в форме металла, в 2015 году поставок не было).
В свою очередь крупнейшими странами-партнерами области в импорте стали Китай (39,4% всего импорта — машиностроительная продукция, металлы, обувь, одежда, снижение на 18%), Германия (14,1% — машиностроительная продукция, рост на 27,3%), Италия (5,2% — машиностроительная продукция, рост на 35%).
В товарной структуре экспорта Новосибирской области преобладали машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, катализаторы, продовольственные товары и сельхозсырье. Поставляются семена льна для переработки в Китай, шоколадные конфеты, кондитерские изделия, пшеница, мука в Монголию, замороженная пресноводная рыба в Литву. Другие товары занимают 6% в объеме экспорта Новосибирской таможни.
В свою очередь основными товарами в структуре импорта, по данным Новосибирской таможни, являются машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Доля других товарных наименований — 11%.
В течение 2016 года внешнеэкономическую деятельность осуществляли 1000 участников (в аналогичном периоде 2015 года — 1030 участников ВЭД). В число крупнейших из них вошли ПАО «НЗХК», АО «НПО «Сплав», ООО «КДВ Воронеж», ЗАО «ЭПМ-Новэз», АО «Новапорт-ГСМ», ООО «Торговый дом «Катализатор», АО «Новосибирский патронный завод», ООО «Компания Металл профиль», ЗАО «Евросиб Спб-транспортные системы», ООО «Джой Глобал» и ОАО «Сибиар».
В январе–апреле 2016 года в Сибири наблюдалось снижение индекса промышленного производства (99,3% от уровня января–апреля 2015 года). По стране данный показатель остался приблизительно на уровне соответствующего периода предыдущего года (99,9%).
«Помимо этого, в Сибири отмечается сокращение индекса физического объема инвестиций в основной капитал как за январь–декабрь 2015 года, так и за январь–март 2016 года, при этом снижение происходит более интенсивно, чем в целом по стране», — подчеркнули «КС» в департаменте торговых переговоров, отделе обеспечения участия России в ВТО.
Также в федеральном округе наблюдается сокращение объема работ и услуг в строительном секторе, как в 2015 году, так и за январь–март 2016 года (на 14,6% и 13,2% соответственно), показатель площади введенных в действие жилых домов в январе–апреле 2016 года аналогично демонстрирует снижение. Доля прибыльных организаций в общем количестве находится на уровне ниже среднероссийского — 62,2% при 64,3% соответственно.
«Девальвация рубля оказала большее влияние, нежели вступление в ВТО»
Как отмечают эксперты, текущие экономические процессы не коррелируют с вступлением России в ВТО, потому что на текущий момент санкции практически полностью нивелировали возможный эффект от членства в организации.
«На мой взгляд, какого-то существенного влияния наш регион пока не ощутил. Стоит отметить, что санкции в отношении России, ограничение доступа отечественного бизнеса к иностранному финансированию и девальвация рубля в 2014–2015 гг. сыграли гораздо более важную роль в том, как развивается экономическая ситуация в стране, и практически свели к нулю влияние вступления в ВТО», — отмечает директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов.
Схожей позиции придерживается руководитель агрохолдинга «Птицефабрика «Октябрьская» Олег Подойма: «Сложно сказать, дало ли какой-то эффект вступление России в ВТО на текущем этапе. По крайней мере на отрасль сельского хозяйства гораздо большее влияние оказали санкции и изменение валютного курса, которые «защитили» рынок от импорта и позволили ему хорошо себя чувствовать при экспортных поставках. В частности, в первом полугодии 2016 года Россия оказалась крупнейшим экспортером зерна, обойдя Канаду и США».
По данным российского Минсельхоза, экспорт России по информации на июнь оценивается в 24,5 млн тонн пшеницы, Канады — 22,5 млн тонн, США — 21,09 млн тонн. Всего же экспорт зерновых с 1 июля 2015 года по 8 июня 2016 года вырос на 12,3% — до 33,04 млн тонн, следует из отчета Минсельхоза.
«В отрасли птицеводства мы наблюдаем насыщение рынка в регионе. Текущий валютный курс благоприятствует его дальнейшему развитию и повышению конкуренции. Более того, растут поставки российского мяса птицы на экспорт, — рассказывает Олег Подойма. — В частности, агрохолдинг «Птицефабрика «Октябрьская» экспортирует продукцию в Казахстан, Таджикистан и Монголию. Доля экспорта в общем объеме бизнеса агрохолдинга пока невелика — порядка 2%. Однако мы не исключаем, что эта цифра будет расти. Основной рынок сбыта для компании сейчас — Новосибирская область».
На обувной рынок также гораздо большее влияние оказала девальвация рубля, которая привела к значительному подорожанию импорта, а обувной рынок достаточно сильно от него зависит.
«Рост цен и уменьшение реальных доходов населения вызвали снижение покупательской активности, потребление вернулось к уровню физического износа обуви — две пары на человека в год. В то же время девальвация рубля стимулирует рост отечественного производства: ряд предприятий модернизируют оборудование и наращивают объемы выпуска продукции», — говорит Антон Титов.
На момент вступления в ВТО в 2012 году обувной рынок уже работал в его условиях более пяти лет: еще в 2006 году пошлины на импортную обувь были снижены до 10%, что вполне соответствует европейскому уровню. «Это привело к тому, что рынок стал более цивилизованным, уменьшилась доля серого импорта. То есть снижение пошлин положительно повлияло на рынок», — объясняет Титов.
Подчеркивает это и генеральный директор ОАО «Синар» Алексей Елезов: «Таможенные пошлины были до вступления в ВТО и остались после. Мы точно знаем, что работать с членами таможенного союза действительно проще. Например, некоторые модели для ассортимента «Синара» отшиваются в Сербии — таможенных пошлин нет, но сама процедура есть».
Многие участники рынка опасались того, что в результате вступления в ВТО иностранные бренды начнут активно выходить на российский обувной рынок, продолжает Антон Титов. Однако добавляет, что этого не произошло, поскольку сибирский рынок по климатическим условиям и потребительским предпочтениям значительно отличается от европейского. «Кроме того, ситуацию усугубил кризис, и многие компании, которые планировали выход в регион, пересмотрели свои планы, — говорит Титов. — Думаю, в среднесрочной перспективе ожидать активной экспансии иностранных игроков на российский обувной рынок не стоит. Наоборот, ряд брендов свернули свой бизнес в России или изменили формат развития — перешли в интернет-торговлю, закрыв розничные точки. Конечно, это открывает новые перспективы для отечественных компаний, которые лучше знают своего потребителя и имеют возможность укрепить свои позиции».
«России еще тянуться и тянуться до этого уровня»
По мнению Олега Подоймы, вступление в ВТО неразрывно связано с действующим санкционным режимом. «Лишь после его окончания, через 1–2 года можно будет говорить о каких-либо реальных результатах членства России в ВТО. Не исключаю, что они будут негативными, учитывая ограничения в сфере поддержки сельского хозяйства. Тем не менее на текущий момент они существенно выше, нежели текущая оказываемая правительством страны поддержка отрасли», — считает Подойма.
О последствиях сокращения поддержки также говорит генеральный директор компании «Соколово», председатель совета Ассоциации руководителей сельхозпредприятий Новосибирской области Анатолий Степанов: «Я не думаю, что «конкуренция решит все, рынок решит все». В мире это уже давно отменено, как авантюра. Санкции же, на мой взгляд, это «оскал» свободного рынка. Мы вступили в ВТО — и поддержка сокращена. Потому что не положено. В мире ее нигде нет, и это понятно, ведь там уже давно развито сельское хозяйство. Они современны и оснащены. России же еще тянуться и тянуться до этого уровня».
Напомним, что, согласно правилам ВТО, после вступления в организацию Россия до 2020 года обязана сократить объемы субсидирования предприятий сельскохозяйственной отрасли до 8 млрд рублей в год, после 2020 года — до 4 млрд рублей.
Поэтому сейчас достаточно сложно строить прогнозы. «Все зависит от того, как будет развиваться международная ситуация, сколько времени будут действовать санкции в отношении России, когда наш бизнес вновь получит доступ к иностранному финансированию и когда в нашей стране возобновится экономический рост», — заключает Антон Титов.
Отметим, что в сентябре 2016 года будет проведен первый с момента вступления России в ВТО обзор ее торговой политики. «Такие обзоры являются регулярными и дают возможность обсудить политику, которую проводят правительства стран — членов ВТО в сфере торговли, — подчеркивает старший советник постпредства РФ в ВТО Игорь Купалов. — Частота обзоров зависит от вклада страны в объем мировой торговли. Так, Евросоюз, США, Япония и Китай проходят процедуру примерно раз в два года. Еще 16 членов ВТО, в том числе Россия — каждые четыре года. Остальные — раз в шесть лет».
Источник: Континент Сибирь